Северный административный округ

Воспитываем читателя

Воспитываем читателя

Начиная с раннего возраста чтение и рассматривание книг является одной из важнейших форм взаимодействия взрослого с ребенком. В психологии восприятие ребенком фольклорных и литературных произведений рассматривают как сложную психическую деятельность, при которой более интенсивно, но в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка развиваются воображение, внимание, мышление, память, эмоции, воля.

Развитие посредством чтения возможно только при участии взрослого. Дети дошкольного возраста особенно сильно испытывают потребность в тесном общении со взрослым, поэтому этот возрастной период может оказаться решающим в формировании будущего читателя. Итак, для того чтобы обеспечить развитие ребенка, нам необходимо решить следующие задачи:

- Ежедневно читать и рассматривать книги с ребенком. При чтении активизировать эмоциональные стороны: читать выразительно, использовать мимику и жесты. При рассматривании иллюстраций использовать игровые приемы.

- Давать возможность ребенку самостоятельно выбирать книгу для чтения, прочитывать одну и ту же книгу по его просьбе многократно.

- Формировать детскую библиотеку так, чтобы в ней присутствовали книги разных жанров, фольклорные и авторские произведения.

- Учить бережно относиться к книге, следить за порядком в библиотеке, призывать ребенка убирать книгу на место.

- Всячески хвалить ребенка, подчеркивая его «взрослый» статус, за стремление занять свой досуг рассматриванием книги.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ»

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно за­интересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них: Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у де­тей отношение к чтению как к удовольствию. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удоволь­ствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве по­дарков. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.). На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг про­читано и за какой срок). Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.). В доме должна быть детская библиотечка. Собирайте книги на темы, которые вдохновят де­тей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях). Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм. По очереди читайте друг другу рассказы или смеш­ные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им. Поощряйте чтение детей вслух, когда это толь­ко возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, кото­рые они читают.

ПОЧЕМУ ДЕТЯМ НЕОБХОДИМО ЧИТАТЬ:

Благодаря чтению развивается речь ребенка и уве­личивается его словарный запас.

Книга учит малень­кого человека выражать свои мысли и понимать ска­занное другими людьми.

Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

Работа с книгой стимулирует творческое вообра­жение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами. Чтение развивает познавательные интересы и рас­ширяет кругозор.

Из книг и периодики ребенок узна­ет о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.

Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реаги­руют так же, как он.

Книги помогают детям понять других. Читая кни­ги, написанные писателями других культур и других эпох, и видя, что их мысли и чувства похожи на на­ши, дети лучше понимают их и избавляются от пред­рассудков. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует ду­ховному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Кни­га объединяет поколения.

Книги — помощники родителей в решении воспита­тельных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в по­ложение других людей. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых сме­яться и плакать. Они сокращают одиночество, при­носят утешение и указывают выход из трудного по­ложения.

Чтение — самое доступное и полезное для ин­теллектуального и эмоционально-психического раз­вития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиоте­ке, и ей не нужна электросеть.

ЕСЛИ ВЫ РЕШИЛИ КУПИТЬ СВОЕМУ

РЕБЕНКУ НОВУЮ КНИГУ

При выборе книг для своего ребенка обратите внима­ние на следующие их качества:

- Как книга иллюстрирована. Дети любят смо­треть картинки не меньше, чем слушать. Они це­нят красоту, юмор и фантазию. Избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упро­щенный.

- Соответствует ли книга способностям ребен­ка как слушателя. Не судите по возрасту, а выби­райте истории достаточно сложные, чтобы за­владеть вниманием ребенка, но притом достаточ­но простые, чтобы он мог следить за развитием событий.

- Та ли это книга, которая понравилась имен­но вашему ребенку. Не слишком обращайте вни­мание на ее учебную ценность. Любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смыс­ле ценной.

- Обладает ли книга силой эмоционального воз­ действия. Хотя детям нравятся и те книги, кото­рые просто содержат информацию, на долгое вре­мя для ребенка любимыми остаются такие, кото­рые близки ему эмоционально.

- Хорошо ли книга написана. Дети прислушивают­ся к звучанию речи, а не только к ее значению.

- Нравится ли книга вам. Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть большое основа­ние ожидать, что это понравится ребенку.

КАК ОБРАЩАЕТСЯ С КНИГОЙ ВАШ РЕБЕНОК?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточное ли внимание вы уделяете привитию сыну или дочери на­выков обращения с книгой. Обратите внимание, при­держивается ли ваш ребенок следующих правил об­ращения с книгой:

  • прежде чем взять книгу, проверь, чистые ли у тебя руки; книгу читают и рассматривают за столом;
  • бери книгу: не пачкай ее, не заминай страни­цы, правильно их перелистывай, не смачивай па­лец слюной;
  • не играй с книгой, она от этого портится; после того как посмотрел и прочитал книгу, не забудь положить ее на место;
  • правильно храни книгу в специально отведен­ном для нее месте — в книжном шкафу или на пол­ке, а не среди игрушек;
  • если заметил, что книга не в порядке (порва­лась или отклеилась обложка, выпала страница), почини ее сам или с помощью взрослого.