В минувший четверг завершился конкурс педагогического мастерства «Самый классный классный-2021». С 18 января по 8 апреля педагоги из 171 учебного заведения Москвы, решившись на эту, как они сами говорят, «непростую авантюру», учились друг у друга, делились опытом, набивали шишки и смотрели на себя со стороны. В финал конкурса вошло пять команд, а абсолютным победителем стала команда Инженерно-технической школы имени дважды героя Советского Союза П.Р. Поповича – шестеро классных руководителей вместе с заместителем директора по воспитанию и социализации. Татьяна Волошко и Егор Вадов успели пообщаться с участниками и организаторами за кулисами. Какое испытание оказалось самым сложным, как участие в конкурсе поможет в будущем, сложно ли было дойти до конца и хотелось ли хоть раз всё бросить и сойти с дистанции? На эти вопросы ответили педагоги и организаторы.

Анастасия Андреевна Федоренко, участница конкурса,
классный руководитель 3-го «И» класса школы № 2114:
– Я впервые участвую в таком большом конкурсе классных руководителей, хотя у меня уже есть опыт участия во всероссийском конкурсе молодых специалистов «Педагогический дебют». Самым сложным, наверное, было решиться на саму авантюру участия. А дальше всё пошло как по маслу. Образовалась команда, и все решения мы принимали вместе. Дойдя до финала, мы, конечно, были настроены на победу. Не победили, но получили колоссальное удовольствие и были рады тому, что попали в «пятёрку». Это тоже о многом говорит.
Что я о себе узнала? Я почувствовала, что есть какие-то пробелы – по общим знаниям, по методике. Сейчас вернусь домой и буду стараться их восполнить. Посмотрела также на опытных коллег и что-то себе взяла на вооружение. Командная работа у нас, на мой взгляд, сложилась, но не хватило опыта участия в конкурсах такого формата.
Было очень сложно отвечать со сцены на вопросы.
Первые несколько секунд – паника… Что ответить? Как ответить? Ведь с первого раза ты толком даже смысл вопроса не понял. Судорожно что-то вспоминаешь, пытаешься говорить...
И уже потом, когда садишься и рефлексируешь – начинаешь этот вопрос переваривать, продумывать, – понимаешь, как можно было бы ответить лучше.
Мне очень понравилась игра, которая завершала финальные испытания. Она называется «Команда школы большой страны». Это азарт и кураж! Мне пригодились знания, которые я получила в магистратуре «Менеджмент в образовании» управленческой специальности. И, возможно, сейчас я уже начинаю понимать и больше ценить какие-то решения руководителя, иначе на них смотреть, не только с позиции учителя, но и с позиции, приближенной к руководителю.
Хотелось ли всё бросить? Чуть ли не в самый последний день, когда нам дали интересное задание – придумать выступление в формате TED, а я почувствовала накопившуюся усталость… Но потом открылось второе дыхание, одна идея возникала за другой, и мы справились.
Я очень довольна собой и своими коллегами. Мне кажется, мы прекрасно выступили. Горжусь, что участвовала в этом конкурсе. Теперь я начну больше уделять внимание именно воспитательной работе. Я уже думаю над новыми форматами работы с детьми, хочу сходить с ними в поход. И ещё хочется развиваться не только практически, но и методически. В течение конкурса чаша наполнялась, наполнялась, и вот в финале – последняя капелька, и стало понятно, в каком направлении пора двигаться. Я наметила себе траекторию развития».

Валентин Выгодин, участник конкурса,
преподаватель колледжа бизнес-технологий, группа иб11-20:
– Самым сложным на протяжении всего конкурса была… неизвестность. Не знаешь до последнего момента, что будет в этом испытании, о чём спросят, сколько времени дадут на обдумывание ответа…
Самый большой мой пробел – техника речи. Можно быть каким угодно специалистом, но на таких конкурсах очень важно правильно себя подать: сформулировать мысль, быть остроумным, находчивым.
Дойти до финала оказалось не так уж и сложно, а в финале, как говорится, Рубикон перейдён, теперь вперёд и только вперёд. В итоге мы не победили, но сам выход в финал дал возможность два дня пожить с ощущением успеха и надеждой на победу.
Главный вывод – не надо бояться участвовать даже в самых сложных конкурсах.
Лучше попробовать, чем пожалеть, что не рискнул.
Я думаю, что главные проблемы многих участников – одни и те же шаблонные фразы, боязнь чего-то нового, страх сказать то, что мы думаем на самом деле. Ну и, конечно, желание всем понравиться.

Елена Лебедева,
капитан команды-победителя Инженерно-технической школы
имени дважды героя Советского Союза П.Р. Поповича:
– Очень сложно быстро переключаться с задания на задание и при этом демонстрировать высокий профессиональный уровень. Но тем интереснее участие в конкурсе. Его темп и динамика, разнообразие конкурсных испытаний помогали командам шаг за шагом раскрывать свой потенциал и ярко проявлять свои возможности.
Команды наших коллег были очень сильны, поэтому мы верили в возможность победы, но до конца не были уверены абсолютно, что именно наша команда выиграет конкурс. И это только помогало нашей команде идти вперед.
Мы наметили пути выстраивания траектории дальнейшего профессионального развития для каждого участника. Определили, чем наш опыт может быть интересен и полезен коллегам в нашей образовательной организации и педагогам города.
Прогнозы делать пока рано, но совершенно точно то, что тот опыт, который мы получили, участвуя в конкурсе «Школа самых классных – 2021», стал для нас новым витком в профессиональном развитии, вдохновил на творчество, укрепил веру в себя. Мы очень счастливы от того, что смогли порадовать наших учеников и мотивировать их на достижение своих успехов. Надеемся, что наша дальнейшая работа будет способствовать развитию нашей школы во благо московских семей и системы образования города.
Наш главный вывод в том, что у командной работы – огромный потенциал. Если взаимодействие в ней выстроено правильно, то для такой команды достижимы любые результаты.

Максим Николаевич Иванцов,
директор ГБОУ «Школа № 814», председатель МРСД № 27,
председатель Ассоциации классных руководителей Москвы:
– Учитывая, что в конкурсе «Школа самых классных классных-2021» приняли участие команды 171 школы, отбор во второй этап и финал был крайне непростой задачей. Экспертной комиссии и жюри приходилось учитывать буквально всё – не только соответствие формальным критериям, но и гибкие навыки участников: ИТ-компетентность (например, при выполнении заданий онлайн-олимпиады), функциональную грамотность (умение верно услышать задание и, соответственно, выполнить его корректно) и так далее.
Для себя мы отметили, что общий уровень профессионализма команд-участниц повышается – и не за счет единичных ярких конкурсантов, а именно за счет слаженной командной работы.
На мой взгляд, это говорит о том, что столичные школы перешли от декларирования важности труда классных руководителей к реальному развитию потенциала руководителей классов. И первые результаты мы увидели уже на полуфинальных отборах.
Конкурс также показал, что лидеры команд – заместители директоров по воспитанию и социализации – осуществляют лидерство не формально, и наибольшего успеха добились именно те команды, чьи играющие тренеры сумели максимально раскрыть возможности каждого участника.
Кстати, ещё одно замечание: те команды, члены которых воспользовались ресурсами столичной системы образования и прошли соответствующие программы профессиональной переподготовки «Классный руководитель – руководитель класса» и «Психолог детского коллектива», поднялись в турнирной таблице ощутимо выше остальных.
Нельзя также не отметить, что кураторы групп в учреждениях СПО готовы составить достойную конкуренцию классным руководителям школ, хотя разница в их способах подачи очевидна и объясняется, конечно, спецификой целевых аудиторий. Один только факт участия в финале сразу двух команд из колледжей уже показателен.
И, конечно, наше детское жюри – ученики педагогического класса – своей активной позицией и альтернативным взглядом также подтвердило не только репутацию конкурса как честного и открытого, но и важность вовлечения будущих педагогов в конкурсное движение.
Победитель конкурса выявился в напряженной борьбе. Команда Инженерно-технической школы имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича показала себя как слаженный коллектив единомышленников, союз творческих личностей, которым подвластны все форматы: и TED-конференция, и мастер-класс, и must-have «Классная психология», и иные конкурсные испытания.
Подробную информацию о конкурсе можно найти по ссылке.