Победитель второго этапа проекта «Школа новых технологий»
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2016-2017 учебном году
Северный административный округ

План подготовки к участию школьников в олимпиадах разного уровня

ПЛАН

подготовки к участию школьников в олимпиадах разного уровня

Целью данного плана является подготовка школьников к успешному участию в олимпиадах разного уровня.

Основные задачи олимпиадного движения

  • воспитание и подготовка сознательных и высокообразованных людей, способных к активной деятельности;
  • повышение интереса обучающихся и углубление их знаний в изучении предмета;
  • воспитание умения применять знания на практике;
  • развитие логического мышления школьников, пробуждение интереса к решению нестандартных задач;
  • ознакомление с современными научными открытиями;
  • всестороннее развитие интересов, способностей, оказание помощи в осознанном выборе профессии.

Анализ результатов предметных и межпредметных олимпиад и конкурсов

  • Определилась устойчивая тенденция увеличения числа обучающихся (в 3 раза за последние 5 лет), ставших призерами нескольких олимпиад (до 11 из 21 возможной)
  • Существует противоречие между растущим интересом к олимпиадному движению, нацеленностью обучающихся и их родителей на достижение высоких результатов (в т. ч. и как условия поступления в высшее учебное заведение) и неспособностью обеспечения их значительной частью ОО

Рекомендации учителю

  • необходимо самому знать материл всех разделов преподаваемого предмета, и уметь решать задания на более высоком уровне, чем школьная программа;
  • педагог должен непрерывно совершенствовать свои профессиональные качества в совокупности со знанием, интеллектом и опытом;
  • педагог приобщает школьников к участию в различных заочных олимпиадах по предмету, оказывает помощь в заочных турах олимпиады (ребенок проявит себя на очных турах);
  • целесообразно направить ребенка в заочные школы для подготовки к олимпиадам;
  • педагог организовывает занятия по спланированной программе: лекции и практические занятия;
  • при подготовке к олимпиадам отношения между школьниками и педагогом должны быть партнёрскими, превосходство педагога выражается в уровне знаний и умений;
  • педагог обязан считаться с чувством достоинства каждого школьника;
  • педагог развивает чувство радости и удовлетворения за самостоятельно решенное задание;
  • педагог должен иметь чувство меры в объёме заданий, выдаваемом школьникам, иначе перегрузка может вызвать блокирующую реакцию, которая приведёт к притуплению имеющегося потенциала;
  • педагог устанавливает взаимосвязь с родителями ребенка, родители должны стать помощниками педагога при подготовке к олимпиадам.
  • Важно соблюдать принцип опережающего уровня сложности. На каждом этапе олимпиады школьник должен быть готов решать задания последующих туров
  • Хорошо, если школьник участвует сразу в нескольких олимпиадах по предмету, которые по уровню сложности соответствуют и дополняли друг друга
  • У школьников должны быть в активном использовании все знания по предмету
  • Нужно помнить, что любая наука развивается благодаря сочетанию теоретического и практического (экспериментального) методов, это должно проявляться в процессе обучения и проведения олимпиад
  • Для подготовки школьников к муниципальному или региональному этапу олимпиады (ВсОШ) нужно правильно распределить изучаемый материал
  • Обучающиеся 9 класса должны уметь решать задачи по всему материалу курса основной школы
  • Обучающиеся 10 класса должны знать весь материал 10 класса
  • Обучающиеся 11 класса должны разбираться во всех темах средней школы по данному предмету
  • Особое внимание надо уделить тем разделам, которые в школе изучаются недостаточно глубоко, но важны для олимпиадных задач и для дальнейшего обучения в вузе
  • При подготовке к муниципальному (региональному) этапу олимпиады необходимо научить школьников решать задачи последующих туров
  • Особо одаренные дети должны уметь решать задачи на класс выше
  • За 2-3 дня до олимпиады нужно прекратить решение всех задач, перейти к отдыху
  • В целом, педагог должен помнить, что всё знать и всё прорешать – невозможно. Должна быть золотая середина, необходимый минимум задач. Никто не укажет его границы, он индивидуален для каждого школьника.
  • Родители должны понимать педагога и поддерживать ребенка. Значение семьи в процессе подготовки школьника к олимпиаде очень высоко.

Условия успешного участия в олимпиаде

  1. Актив знаний у школьников
  2. Доступность материалов для подготовки к олимпиадам
  3. Преемственность ступеней обучения
  4. Связь с практикой и жизнью
  5. Вариативность решений олимпиадных задач
  6. Фундаментальность заданий теоретического тура
  7. Разбор задач-демонстраций
  8. Поощрения

ПЛАНИРОВАНИЕ

деятельности по обеспечению качества подготовки обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах

Январь-Апрель

  • Выявить перечень школьных, муниципальных, региональных, вузовских, всероссийских и других олимпиад и конкурсов; знать положения, условия и график их проведения (анализ нормативно-правовых и временных ресурсов)
  • Составить план-график олимпиад и конкурсов на следующий учебный год.

Февраль –Апрель

  • Обеспечить доведение информации до сведения обучающихся и родителей через уроки, классные часы, информационные стенды, сайт образовательного учреждения, интернет-пространства учителей
  • Выявить олимпиады и конкурсы, в которых планируют участвовать обучающиеся через анкетирование, собеседование с обучающимися и их родителями, составить списки обучающихся по предметам и олимпиадам

Февраль – Март

  • Выявить ресурсы, необходимые для обеспечения качества подготовки обучающихся к выбранным ими олимпиадам и конкурсам
  • Провести сбор информации о работе школьных, муниципальных консультационных пунктов, интернет-ресурсах, печатных пособиях и пр.
  • Составить перечень ресурсов; выявить недостающие; организовать деятельность по обеспечению полного перечня необходимых ресурсов
  • Выявить мотивированных обучающихся
  • Обеспечить анализ олимпиад и конкурсов прошлого учебного года
  • Выявить факторы, определяющие положительные и отрицательные результаты

Апрель – Май

  • Организовать занятия с мотивированными обучающимися
  • Обеспечить поддержку родителей в проведении занятий

Сентябрь – Ноябрь

  • Обеспечить деятельность методических объединений по организации школьных этапов олимпиад и конкурсов
  • Проработать план организации, проведение и анализ школьных/муниципальных этапов олимпиад и конкурсов

Сентябрь-Октябрь

  • Создать условия для осуществления мониторинга уровня подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам
  • Составить план диагностики уровня подготовленности обучающихся (согласованных с планами индивидуальной подготовки)
  • Составить план выполнения проектов (опережающих заданий) и участия в конкурсах

Ноябрь – Декабрь

Работа с обучающимися, прошедшими на более высокий тур олимпиады

В течение года

  • Включение олимпиадных заданий разного уровня прошлых лет в содержание уроков
  • Обеспечить включение тематики, условий конкурсов в проектную деятельность
  • Создать условия для реализации индивидуальной подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам
  • Обеспечить систему работы по информированию родителей об итогах диагностических, контрольных работ, школьных предметных олимпиад и конкурсов
  • Организовать консультационную деятельность учителей
  • Обеспечить участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах (по графику олимпиад)
  • Способствовать повышению качества результатов олимпиад - контроль процесса подачи апелляций по результатам олимпиад и конкурсов обучающимися (родителями)